Даллапиккола – Мила (4.9.1957)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Даллапиккола – Мила, фрагмент письма от 4.9.1957 (№ 155). Опубликовано в книге Tempus aedificandi. Luigi Dallapiccola — Massimo Mila. Carteggio 1933-1975 / a cura di Livio Aragona ; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi (Universal Music), 2005. — 428 p. — ISBN 8875927987. Перевод с итальянского Павла Ступина (2012).

Текст письма

[...]

Уже несколько недель, как я возобновил работу. Пишу «возобновил», потому что вошло в привычку после окончания сочинения помолчать более или менее продолжительный период… за несколько дней до того, как я вернулся к работе, был как раз закончен «Концерт на Рождественскую ночь 1956 года», который должен будет быть исполнен 11 октября этого года. Эта работа, как и «Пять песен», представляется мне поворотной. И, наверное, позднее, предстанет таковой и для других. Кажется фатальным (и, думаю, это уже замечено другими), что после сочинения в «старинном стиле», я делаю скачок вперед. Подтверждением тому три вехи: «Каноническая сонатина», «Тартиниана» и «Вторая Тартиниана». В чем состоит этот поворот, мне сказать сложно: но, в целом, думаю в том, что пресловутые «тональные центры», столько раз устанавливаемые в моих предыдущих работах, несмотря на использование додекафонной техники, здесь устранены полностью. Говорю «полностью», но не беру на себя за это наречие ответственность, памятуя, что у самого Веберна я нахожу тональные центры, даже если их отказываются видеть там авторитетные экзегеты. (Вероятно, это вопрос времени: Пиццетти считал «атональной» музыку Дебюсси в 1911 году… и, видимо, слово «атональный» толковалось тогда шире. Но мне до этого дела нет: я не теоретик. Оставляю это тем, кто этим должен заниматься.)

[...]

лд.

Флоренция