«Реквием» Риккардо Малипьеро (Кемпер)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Дитрих Кемпер — «Реквием» Риккардо Малипьеро. Из книги Kämper, Dietrich. XI. Epilogo // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985, с. 302. Перевод с итальянского Павла Ступина (2012).

Дитрих Кемпер — «Реквием» Риккардо Малипьеро

Риккардо Малипьеро, племянник Джана Франческо Малипьеро и пионер итальянской додекафонии, посвятил памяти Даллапикколы «Реквием» (1975), одну из наиболее значительных своих работ последних лет (премьера состоялась во Флоренции, 6 ноября 1976 года [п/у Нино Сандзоньо]). Оркестровое сочинение продолжительностью 13 минут имеет монолитную арочную форму, образуемую исполняющейся с ускорением (accelerando) первой частью и замедляющейся (rallentando) второй, между которыми цитируется интроит католической заупокойной мессы. Структура сочинения симметрична в указанном выше смысле и поддерживается мелодическим и ритмическим движением в зеркальном отражении относительно центральной оси, образуемой интроитом, что напоминает «палиндромную» форму «Прощание» Даллапикколы. В начале и конце сочинения додекафонная серия, которую Даллапиккола положил в основу пьесы, оставленной им незавершенной 18 февраля 1975 года, излагается вибрафоном «senza tempo» (ит. «без темпа»). Кроме того, это цитирование, противопоставляющее серию (в первых тактах) ее ракоходу (в последних тактах), подчеркивает цикличную структуру всей работы и наделяет ее символическим значением. Аналогичная цикличность заложена в библейских словах, вынесенных Малипьеро в качестве эпиграфа к партитуре: «Pulvis es, et in pulverem reverteris» (лат. «прах ты и в прах возвратишься», Быт. 3:19).