Основные даты жизни Луиджи Даллапикколы

From Luigi Dallapiccola
Revision as of 16:24, 11 December 2015 by Admin (Talk | contribs) (Луиджи Даллапиккола. Основные даты жизни.)

(diff) ← Older revision | Latest revision (diff) | Newer revision → (diff)
Jump to: navigation, search

Луиджи Даллапиккола. Основные даты жизни.

Перевод с итальянского Светланы Стекловой.

Опубликовано в книге "Dallapiccola: letture e prospettive : atti del Convegno internazionale di studi" (Empoli-Firenze, 16-19 febbraio 1995) : promosso e organizzato dal Centro studi musicali Ferruccio Busoni di Empoli. Ricordi, 1997. С. 473-480.

Детство

1904: Родился 3 февраля в Пизино, в Истрии (тогда часть Австро-Венгерской империи) в семье выходцев из Тренто: Пио Даллапикколы (1869-1951), преподавателя латыни и греческого, а также директора городской гимназии, и Домитиллы Альберти (1869-1956).

1911-1916: Начинает заниматься на фортепиано, а с 1914 к музыке добавляются и основы классической филологии. В 1916 году пизинская гимназия, рассматривавшаяся властями как благоволившая итальянцам, закрывается.

1917: Отец, признанный «политически неблагонадежным» высылается вместе с семьей из Пизино в Грац. Там Даллапиккола получает возможность посещать постановки опер Моцарта, Вебера, Вагнера. Продолжает обучение в гимназии.

1918-1921: Возвращается с семьей в Пизино. С 1919 года одновременно с обучением в гимназии начинает брать частные уроки игры на фортепиано у Алисы Андрич Флорио и уроки гармонии у Антонио Иллерсберга. В 1921 году получает аттестат зрелости.

Учеба в консерватории и первые сочинения

1922: Переезжает во Флоренцию, где продолжает обучение игре на фортепиано у Эрнесто Консоло.

1923: Посещает классы гармонии и контрапункта. В числе педагогов Роберто Казираги, Коррадо Барбьери и, позднее, Вито Фрацци.

1924-1926: Оканчивает консерваторию по классу фортепиано. Посещает исполнение «Лунного Пьеро» Шенберга под управлением самого автора в Белом зале Палаццо Питти. Начинает концертную деятельность. Сочиняет пьесы «Fiuri de tapo» и «Caligo» для голоса и фортепиано на стихи Бьяджо Марина (неопубликовано).

1927: «Due canzoni di Grado», для меццо-сопрано, женского хора и малого оркестра на тексты Бьяджо Марина (не опубликовано).

1928: «Dalla mi terra», четыре песни на народную истрийскую поэзию для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (не опубликовано).

1929: «Две лауды брата Якопоне ди Тоди» («Due laudi di Fra Jacopone da Todi»), для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (не опубликовано).

1930: В качестве аккомпаниатора одной американской танцовщицы посещает Вену и Берлин, где обогащает свои представления о музыке, побывав на исполнениях «Электры» и «Саломеи» Штраусса, Первой симфонии Малера, «Симона Бокканегра» Верди. Начинает творческое сотрудничество со скрипачем Сандро Матерасси: дуэт просуществовал около сорока лет. Сочиняет «La canzone del Quarnaro» на тексты Габриэле Д’Аннунцио, для тенора, мужского хора и оркестра; «Два стиха из Калевалы» («Due liriche del Kalevala»), для тенора, баритона, камерного хора и ударных (не опубликовано). Приступает к работе над «Партитой» («Partita») для оркестра.

1931: Получает первую должность во Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини в качестве преподавателя специального фортепиано. Знакомится с Лаурой Коэн Луццатто, на которой женится в 1938 году. Продолжает работу над «Партитой».

1932: На венецианском фестивале знакомится с Малипьеро и Казеллой. Завершает «Партиту». Сочиняет «Три этюда» («Tre studi») для сопрано и камерного оркестра, и «Лето» («Estate»), на стихи Алкея, для мужского хора без сопровождения; начинает работу на «Рапсодией, этюдом на смерть графа Орландо» (Rapsodia, studio per “La morte del Conte Orlando”) для голоса и камерного оркестра, а также первую серию хоров на стихи Микеланджело Буонарроти-младшего («Sei cori di Michelangelo Buonarroti il Giovane»).

1933: Витторио Гуи дирижирует «Партитой» во флорентийском «Teatro Communale». Завершает работу над «Рапсодией» и первой серией хоров Микеланджело.

1934: «Рапсодия» отмечается премией Эмиля Херцка. По заказу камерного музыкального общества «Женевский колокол» («Le Carillon di Ginevra»), полученного от Андре де Блоне, сочиняет «Дивертисмент в четырех экзерсисах» на итальянскую поэзию XIII века, для сопрано, флейты, гобоя, кларнета, альта и виолончели. Был представлен Альбану Бергу на фестивале Международного общества современной музыки (МОСМ). По результатам конкурсного отбора включен в штат Флорентийской консерватории в качестве преподавателя обязательного фортепиано. Начинает вторую серию хоров на стихи Микеланджело, для малого камерного хора и 17 инструментов.

1935: Посещает Прагу в качестве представителя организовавшего фестиваль МОСМ, а также Вену. Заканчивает вторую серию хоров Микеланджело и пишет «Музыку для трех фортепиано (Гимны)» («Musica per tre pianoforte (Inni)»). Приступает к третьей серии хоров Микеланджело, для смешанного хора и симфонического оркестра.

1936: Завершает третью серию хоров. «Музыка для трех фортепиано» отмечается наградой на международном конкурсе, проводимом «Женевским колоколом». Начинает сочинять «Три лауды» («Tre Laudi») для высокого голоса и 13 инструментов.


Военные годы. До и после.

1937: В марте завершает «Три лауды». В Париже встречается с Мийо, Пуленком и Полем Коллером и получает разрешение у Антуана де Сент-Экзюпери на переработку его повести «Ночной полет» для либретто будущей оперы.

1938: В Лондоне посещает исполнения «Света глаз» Веберна. Работает над «Ночным полетом» и начинает писать «Молитву Марии Стюарт» («Preghiera di Maria Stuarda»; «Песни заточения», часть 1). Вследствие вступления в силу расовых законов, жена Лаура теряет работу библиотекаря в Национальной центральной библиотеке Флоренции.

1939: Несмотря на исключение Италии из МОСМ, «Три лауды» исполняются на международном фестивале в Варшаве. Заканчивает «Молитву Марии Стюарт». Приобретает в Париже «Новые жестокие рассказы» Вилье де Лиль-Адама и рассматривает возможность сценической работы на основе «Пытки надеждой». Называется членом Академии Святой Чечилии в Риме. Начинает работу над «Маленьким концертом для Мюриэль Куврё» («Piccolo concerto per Muriel Couvreux») для фортепиано и камерного оркестра.

1940: После вступления в силу «декрета Боттаи» получает «за выдающиеся заслуги» приглашение войти в преподавательский состав только что открывшего композиторского факультета во Флорентийской консерватории. Мировые премьеры «Молитвы Марии Стюарт» (на брюссельском радио) и «Ночного полета» (на фестивале Флорентийский май). Пишет «Мольбу Боэция» («Invocazione di Boezio»; «Песни заточения», часть 2). Для издательства «Carisch» подготавливает редакцию «Картинок с выставки» Мусоргского.

1941: Завершает «Маленький концерт», мировая премьера которого проходит в римском Театре искусств под управлением Превитали. Сочиняет «Прощание Савонаролы» («Congedo di Girolamo Savonarola», «Песни заточения», часть 3). В декабре в том же театре и с тем же дирижером проходит мировая премьера всего триптиха «Песен заточения» («Canti di prigionia»).

1942: Возвращаясь из Венгрии из концертного тура, встречается в Вене с Веберном. На Флорентийском мае исполняется сделанное Даллапикколой переложение «Возвращения Улисса на родину» Клаудио Монтеверди. Пишет «Этюд на 14-й каприс Паганини» («Studio sul “Capriccio n.14”» di Niccolo Paganini) для фортепиано (позднее войдет в качестве заключительной части в «Каноническую сонатину»). Сочиняет «Пять фрагментов из Саффо» («Cinque frammenti di Saffo») для голоса и 15 инструментов и начинает работу над балетом «Марсий» с хореографией Аурела Миллоша. На его основе материала к балету затем создаются четыре «Симфонических фрагмента» («Frammenti sinfonici»), для оркестра (1947) и «Три эпизода» («Tre episodi») для фортепиано (1948).

1943: Сочиняет «Шесть кармин Алкея» («Sex carmina Alcaei») для сопрано и 11 инструментов, посвященные Веберну. Завершает «Каноническую сонатину» («Sonatina canonica»), для фортепиано, на каприс Паганини. К концу года создает черновой вариант либретто «Узника» («Il Prigioniero»).

1944: Работает на музыкой к «Узнику» и «Двух стихотворениям Анакреонта» («Due liriche di Anacreonte») для сопрано, кларнета-пикколо, кларнета, фортепиано и альта. В августе решает отказаться от преподавания композиции и возвращается к преподаванию обязательного фортепиано. Первого декабря рождается единственный ребенок, дочь Анна Либера.

1945: Завершает «Два стихотворения Анакреонта». По просьбе Гаспара Касадо пишет «Чакону, интермеццо и адажио» («Ciaccona, intermezzo e adagio») для виолончели. Начинает сотрудничество с выходящим два раза в месяц и освещающим культурные события журналом «Il mondo» («Мир»), под редакцией Бонсанти, где публикуется до конца сентября 1947 года. Использует свою должность для возобновления международных контактов и возвращения Италии в состав МОСМ.

1946: Посвящает своим друзьяи Пуленку и Бернаку «Ронсеваль» («Rencesvals») для баритона и фортепиано. Начинает работу над «Двумя этюдами» («Due studi») для скрипки и фортепиано. На первом после окончания войны фестивале МОСМ в Лондоне исполняются «Песни заточения».

1947: Заканчивает «Два этюда», мировая премьера которых проходит в Базеле, в исполнении Даллапикколы и Матерасси; в том же году создает оркестровое переложение этой работы в виде «Двух пьес для оркестра» («Due pezzi»). Работает на «Узником».

1948: «Марсий» ставится в Венеции в рамках фестиваля МОСМ. Пишет музыку к двум документальным лентам («Встречи с Римом» Карпиньяно и «Опыт кубизма» Пеллегрини). Сочиняет «Четыре стихотворения Антонио Мачадо» («Quattro liriche di Antonio Machado») для сопрано и фортепиано (в 1964 будет написана версия для голоса и ансамбля).

1949: Сочиняет «Три поэмы» («Tre poemi») для сопрано и камерного оркестра на тексты Джойса, Микеланджело, Мануэля Мачадо, посвящает работу Шенбергу. В декабре начинает с ним переписку. Мировая премьера «Узника» проходит на туринском радио под управлением Шерхена.

1950-е

1950: Вновь под управлением Шерхена проходит первая постановка «Узника» на «Флорентийском мае». По заказу римского объединения «Анфипарнас» пишет мистерию «Иов» («Job»).

1951: Рост мировой известности. В июне в концертном зале Джульярдской школы в Нью-Йорке четыре вечера подряд ставится «Узник». Впервые посещает США для чтения лекций в Беркширском музыкальном центре в Тэнглвуде. Сочиняет «Тартиниану» («Tartiniana») для скрипки и камерного оркестра.

1952: Начинает сочинять «Песни освобождения» («Canti di liberazione») для хора с оркестром. Первое исполнение «Тартинианы» на радио в Цюрихе. Возвращается в США. В июне встречается в Нью-Йорке с Томасом Манном (ответный визит тот нанесет Даллапикколе во Флоренции в 1954 году). В сентябре посещает Мехико для участия в качестве дирижера в первом в его жизни концерте, целиком посвященном его музыке. Первая редакция «Нотной тетради Анналиберы» («Quaderno musicale di Annalibera») для фортепиано.

1953: «Песни на стихи Гете» («Goethe-Lieder») для женского голоса и трех кларнетов исполняются в Бостоне. Автобиографическое эссе «О происхождении «Песен заточения» и «Узника» появляется в июле на страницах «Musical Quarterly». Становится членом Баварской академии изящных искусств в Мюнхене. Окончательная редакция «Нотной тетради Анналиберы». Пишет музыку для документального фильма Роньони «Чудо Вечери» («Il miracolo della Cena»).

1954: «Маленькая ночная музыка» («Piccola musica notturna») для оркестра исполняется на фестивале в Ганновере. Луисвиллский оркестр исполняет в октябре «Вариации» («Variazioni», оркестровое переложение «Нотной тетради»), которые ему посвящены композитором.

1955: Редактирует издание 6 сонат Вивальди для виолончели с клавиром, с расшифровкой генерал-баса для издательства «IMC», Нью-Йорк. В октябре в Германии проходит мировая премьера кантаты «К Матильде» («An Mathilde») для сопрано и оркестра (в Донауэшингене), а также исполняются «Песни освобождения» (на кельнском радио). Начинает «Вторую Тартиниану» («Tartiniana seconda») для скрипки с оркестром.

1956: В марте вместе с Матерасси в Вене исполняет «Вторую Тартиниану»; затем создает версию для скрипки и камерного оркестра. В течение года живет в США, читая лекции в Куинс-колледже в Нью-Йорке. В Библиотеке Конгресса СЩА проходит мировая премьера «Пяти песен» («Cinque canti») для баритона и 8 инструментов, на стихи античных поэтов в переводе Сальваторе Квазимодо.

1957: Новые международные заказы и международное признание. По заказу «Камерного общества Рамо» в Токио пишет «Концерт на Рождественскую ночь 1956 года» («Concerto per la notte di Natale dell'anno 1956») для сопрано и камерного оркестра. Начинает регулярно дирижировать своими собственными сочинениями. По заказу Северо-немецкого радио в Гамбурге приступает работе над «Да упокоятся» («Requiescant») для хора с оркестром на Евангелие от Матфея, стихи Оскара Уайльда и Джеймса Джойса.

1958: Окончательная редакция «Концерта на Рождественскую ночь». Становится членом Берлинской академии искусств и Королевской академии искусств в Стокгольме. В ноябре завершает «Да упокоятся».

1959: 17 ноября Шерхен дирижирует мировой премьерой «Да упокоятся» в Гамбурге. Даллапиккола в четвертый раз посещает США в качестве приглашенного на один семестр лектора в Куинс-колледже. Первая редакция либретто «Улисса» («Ulisse»). По заказу Гаспара Касадо начинает сочинять «Диалоги» («Dialoghi») для виолончели с оркестром.

1960-е

1960: Завершает «Диалоги», премьера которых проходит в сентябре в Венеции под управлением Мадерны.

1961: Лекции в Германии и концерты с Матерасси и Магдой Ласло в в Италии. Своим друзьям в Куинс-колледже посвящает версию для 8 инструментов «Маленькой ночной музыки». Редактирует издание 30 итальянских песен XVII-XVIII вв. для американского издательства «IMC».

1962: Награждается Большей премией искусств земли Северный Рейн-Вестфалия; затем получает назначение на один семестр в Университет Калифорнии в Беркли, по заказу Университета пишет «Молитвы» («Preghiere») для баритона и камерного оркестра на тексты бразильского поэта Мурило Мендеса под впечатлением от его «посюстороннего мистицизма». Там же в Беркли читает цикл лекций, которые в переработанном виде затем публикуются в виде статьи «Слова и музыка в «мелодраме» как опере» («Parole e musica nel melodramma»).

1963: Работает на «Улиссом». На основе материалов к опере пишет «Три вопроса с двумя ответами» («Three questions with two answers») для оркестра, которые исполняются 5 февраля Нью-Хейвенским симфоническим оркестром. Выступления в Дублине и Лондоне.

1964: Получает музыкальную премии Людвига Шпора города Брауншвейга и становится членом-корреспондентом Национальной академии изящных искусств Аргентины в Буэнос-Айресе. После краткосрочного преподавания в Буэнос-Айресе снова отправляется в США. По случаю столетнего юбилея со дня рождения американской меценатки Элизабет Спрэг Кулидж пишет по заказу Библиотеки Конгресса США «Слова Святого Павла» («Parole di San Paolo») для меццо-сопрано и ансамбля. Становится членом Американской академии искусств и Национального института искусств и литературы в Нью-Йорке.

1965: Концерты и доклады в Германии. Продолжает работать над «Улиссом».

1966: Осенью дирижирует своими сочинениями в Берлине и Милане. Работает над «Улиссом».

1967: Получает почетную степень доктора музыки Мичиганского Университета в Энн Арбор и готовит по этому случаю доклад «Рождение оперного либретто» («Nascita di un libretto d’opera») об «Улиссе». В сентябре уходит на пенсию из флорентийской консерватории.

1968: 29 сентября после долгой и тщательной подготовки ставится мировая премьера «Улисса» на немецком языке в Немецкой опере в Берлине под управлением Маазеля. Концерты музыки Даллапикколы в Перудже и Кембридже.

1969: Становится членом Королевской академии музыки в Лондоне и Академии музыки и изобразительных искусств в Граце. Доклады (в Граце, Зальцбурге, Нью-Гэмпшире) и концерты музыки в Италии, Лейпциге и Англии. Продолжает концертировать в дуэте с Матерасси.

После "Улисса". Последние годы жизни

1970: Всегда питавший глубокий интерес к вопросам инструментовки в марте записывает для «RAI» пять передач о «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» Берлиоза, которые затем также переводятся на немецкий и транслируются по австрийскому радио, а сам Даллапиккола использует их в цикле лекций во флорентийском «Musicus Concentus». Итальянская премьера «Улисса» (Милан, Ла Скала, 13 сентября). Редактирует свои статьи и публикует их отдельной книгой «Заметки, встречи, размышления» («Appunti incontri meditazione»). Сочиняет «Словно тень...» («Sicut umbra…») для меццо-сопрано и четырех групп инструментов; мировая премьера проходит в Библиотеке Конгресса США. По просьбе фонда «Testimonium» в Иерусалиме сочиняет «Exhortatio» («Проповедь») для хора, которое затем было дополнено частью «Ploratus» («Плач») и образовало сочинение «Tempus destruendi – Tempus aedificandi» (Время разрушать – время строить).

1971: Диптих «Время разрушать – время строить» для смешанного хора без сопровождения входит в программу Сиенской музыкальной недели. Концерты музыки Даллапикколы (отчасти под управлением самого композитора) в Базеле, на «RAI» (Рим), в Сиене, на венецианском фестивале, в Милане, Больцано, Тренто.

1972: Сочиняет «Прощание» («Commiato»), премьера которого проходить в Мурау в рамках фестиваля «Штирская осень». В мае получает в Париже премию имени Артюра Онеггера. Во время поездки в Англию, куда отправился принятия участия в составе жюри в двух международных конкурсах, из-за отека легких был срочно госпитализирован и прошел курс реабилитации в Дареме.

1973: Получает почетные докторские степени Университета Дарема и Университета Эдинбурга, а также музыкальную премию Фельтринелли Национальной академии деи Линчеи. Концерты в Страсбурге и Гааге. Работает над балетом «Бедствия войны» по офортам Гойи (сохранились подготовительные материалы и наброски).

1974: Год открывает в Эмполи торжествами по случаю пятидесятилетия со дня смерти Бузони и празднованием столетия Шенберга в различных итальянских городах и за рубежом. Работает над пьесой «Свет» («Lux») на тексты псевдо-Августина (из «Soliloquia»), для голоса и ансамбля (сохранилось несколько страниц набросков).

1975: После нового обострения болезни (отека легких) умирает утром 19 февраля. Посмертно награждается присужденными еще при жизни международной премией искусств Альберта Швейцера и докторской степенью Болонского университета.