Луиджи Даллапиккола и рождение балета «Марсий» (Миллош)

From Luigi Dallapiccola
Revision as of 17:33, 11 December 2015 by Admin (Talk | contribs)

(diff) ← Older revision | Latest revision (diff) | Newer revision → (diff)
Jump to: navigation, search

Аурель Миллош — Луиджи Даллапиккола и рождение балета «Марсий». Опубликовано в сборнике In ricordo di Luigi Dallapiccola, Numero speciale del "Notiziario" delle Edizione Suvini Zerboni, 1975. Перевод с итальянского Светланы Стекловой (2012).

Аурель Миллош — Луиджи Даллапиккола и рождение балета «Марсий»

Моя первая встреча с Луиджи Даллапикколой состоялась в Риме в декабре 1941 года на премьере его «Песен заточения». Пораженный глубиной столь многозначительного послания, с которым он обращался в этой трансцендентальной и возвышенной музыкальной форме, я не смог сдержаться, чтобы не подойти к нему после концерта и не высказать всего, что я чувствовал. Но переполнявшие меня эмоции словно парализовали, и я не смог подобрать нужных слов. Думаю, однако, что Даллапиккола меня понял. Более того, мы тут же договорились с ним о встрече на следующий день. И это была одна из тех редких встреч, которые, сверкнув, как молния, озаряют нечто экстраординарное, многообещающее…

Настолько силен был ее импульс, что последовавшие за ней встречи и беседы с каждым разом все более углублялись под знаком общности наших взглядов, человеческих и художественных позиций, плоды чего не заставили себя долго ждать: Даллапиккола дал согласие сочинить музыку к балету и попросил меня поделиться идеями о возможном либретто. В числе тем, что в те печальные военные годы меня особенно интересовали, был миф о Марсии, сатире с трагической судьбой, первооткрывателе музыки, которая, кажется, была столь органична его мироощущению: Даллапикколе в образе сатира виделась фигура потерпевшего крах созидателя, ставшего уже в своем творческом акте человеком, его привлекала возможность осмысления в балете драмы неимоверных человеческих усилий приблизиться к Богу. И ему столь по душе было высказанное Гете предупреждение о том, что чудеса – удел богов, что не могут они твориться людьми. Именно в этом направлении поэтому я и развил драматургию балета. Даллапиккола без остатка отдавался работе над сочинением музыки все то время, так что, разумеется, мы постоянно поддерживали тесную связь. И это на самом деле было полноценным сотрудничеством, настоящим братством, родством душ. Только так и возможно достичь подлинной гармонии, духовной и стилистической, между музыкальным и хореографическим началами, чему обязан своим счастливым рождением наш балет «Марсий».

Нам известно, что рождение этой работы принадлежит ныне истории итальянского балета двадцатого века. Но это целиком заслуга Луиджи Даллапикколы! Это его гений и великодушие способствовали тому, что итальянский балет смог выйти на мировую сцену и обогатить ее, сказав там новое веское слово: со всей силой, отличавшей благородство души Даллапикколы, которым светится и эта его партитура.

Имея выпавшую на мою долю счастливую возможность выступить ранее посредником в рождении этого удивительного музыкального монумента вневременной притче о судьбе человечества, я чувствую себя глубоко тронутым и преданным памяти моего великого Друга.