Tempus destruendi – Tempus aedificandi (текст Денисова)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

«Tempus destruendi – Tempus aedificandi» для смешанного хора без сопровождения — статья Эдисона Васильевича Денисова об одноименном сочинении Даллапикколы. Опубликована посмертно в книге: Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы (под ред. В. Ценовой), с. 113-117. М: Московская консерватория. Редакционно-издательский отдел, 1999. Тираж: 500 экз. ISBN: 5-89598-052-Х. Дата написания текста неизвестна.

Эдисон Денисов – «Tempus destruendi – Tempus aedificandi»

Сочинение построено на следующей серии: h b e f cis g gis a fis с es d, излагаемой наиболее ясно в начале II части (Exhortatio)[1].

Пример 20.

Первые шесть звуков серии расположены таким образом, что гармония возникает как сумма трех тритонов. Здесь порядок следования звуков серии выдерживается, но тритоновый принцип строения гармонии вызывает пермутацию первой половины серии: 1-4, 2-3, 5-6.

Аналогично образована гармония в т. 32.

Пример 21.

Здесь эти три ячейки уже рассматриваются как самостоятельные интонационные единицы, и порядок их вступления (5-6, 1- 4, 2-3) не связан с порядком следования серии. В примере 20 вторая половина серии излагалась мелодически: тритон c-fis был окружен двумя большими септимами. В дальнейшем, особенно при образовании гармонии, Даллапиккола перераспределяет звуки второй половины серии таким образом, что она превращается тоже в последование трех тритонов.

Пример 22.

Обе половины становятся интонационно изоморфными.

При сравнении основного вида серии с ее обращением, транспонированным на малую терцию, видно, что уже инверсия + транспозиция дают пермутацию основных ячеек.

Пример 23.

Эта особенность серии дает возможность образования изоморфных гармоний.

Пример 24.

В I части (Ploratus) применен иной принцип серийного построения гармонии.

Пример 25.

Излагая серию мелодически, Даллапиккола использует прием сцепления двух различных видов серии общей интонацией (то есть прием серийной модуляции через общие звуки). Эти звуки обычно им выделяются в органный пункт.

Пример 26.

Пример 26.

Следует обратить внимание на естественность изложения серии как выразительной мелодии. Неоднократные повторения отдельных мелодических ячеек останавливают внимание слушателя на основных интонационных комплексах, расчленяют серию и помогают ее восприятию.

Примечания

  1. Для ясности изложения в примере опущены голоса, декламирующие текст (без определенной высоты).