Sicut Umbra... (статья Даллапикколы)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Словно тень... (лат. Sicut Umbra...) — текст Луиджи Даллапикколы, написанный по случаю выступления на юбилейном авторском концерте композитора 9 июля 1973 года в Лондоне и впоследствии транслировавшегося Би-Би-Си 3 февраля 1974 года. Опубликовано посмертно. Перевод с итальянского Светланы Стекловой (2012) по изданию “Parole e musica” (Il Saggiatore, 1980, с. 535-537).

Луиджи Даллапиккола — «Sicut Umbra...»

После окончания работы над оперой «Улисс» я почувствовал необходимость передохнуть и посвятить несколько месяцев концертной деятельности и подготовке к печати книги («Заметки. Встречи. Размышления»).

Однажды вечером, когда истек ровно год с момента завершения партитуры «Улисса», мне под руку попался сборник испанской поэзии; я открыл книгу и мой взгляд остановился на одном стихотворении Хуана Рамона Хименеса, называвшемся «Идеальная эпитафия моряку», которое начиналось словами:

Hay que buscar, para saber
tu tumba, por el firmamiento.

Нам должно искать, чтоб опознать
твою могилу, в небесной тверди.


Я почувствовал, что встреча с этим текстом на моем пути, как уже не раз случалось раньше, знаковая.

Слово «firmamiento» ([небесная] твердь) просто заворожило и мне пришлось дожидаться первого исполнения работы в Италии с испанской солисткой [Кармен Гонсалес], чтобы от нее узнать о том, что очаровавшее меня слово было всего лишь опечаткой, а правильным написанием было, как и в итальянском, «firmamento». В любом случае, благодаря этой опечатке, началась подготовительная работа над «Эпитафией», в которой я попытался представить средствами музыкальной нотации изображения некоторых созвездий: Летучей рыбы, Кассиопеи, Голубя, Большой медведицы, Южного треугольника, Малой медведицы, Пегаса, Андромеды и Весов.

Три стихотворения Хуана Рамона Хименеса, «Забвение», «Воспоминание» и «Идеальная эпитафия моряку» могут быть истолкованы как размышления о смерти: в предваряемой кратким вступлением для трех флейт части с первым из них – голос сопровождается тремя кларнетами и тремя струнными; со вторым – к ним добавляются флейты; и, наконец, в последней части к этим трем тембрам присоединяются тембры челесты, арфы и вибрафона.

Эта работа, посвященная памяти одного юного создания, трагически ушедшего из жизни [Барбары Бальдовино, дочери известного виолончелиста Амедео Бальдовино] и написанная по заказу Библиотеки Конгресса США, была впервые исполнена в Вашингтоне 30 октября 1970 года.