Узник (главная страница)

E Luigi Dallapiccola

Узник (ит. Il Prigioniero) — одноактная додекафонная опера Луиджи Даллапикколы, написанная в 1943—1948 годах на либретто композитора по мотивам рассказа «Пытка надеждой» Филиппа Огюста Матиаса Вилье де Лиль-Адана и романа «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» Шарля де Костера. Наиболее часто исполняемая опера композитора. Продолжительность сочинения — около часа.

Действующие лица и состав

  • Мать (Il Madre) — драматическое сопрано
  • Узник (Il Prigioniero) — бас-баритон
  • Страж (Il Carceriere) / Великий Инквизитор (Il Grande Inquisitore) — тенор
  • Два священника (Due sacerdoti) — тенор и баритон
  • Фра Редемптор (Un Fra Redemptor) — без пения

Действующие лица перечислены в порядке появления на сцене. Партии Стража и Великого Инквизитора поручены одному певцу. Время и место действия: Испания, вторая половина XVI века.

В опере задействован симфонический оркестр (существует редакция для уменьшенного состава в 55 исполнителей), а также размещённые за сценой орган, две трубы, тромбон, три колокола и два хора, большой и малый. Последний принимает участие только в заключительной сцене (тт. 920—940).

Структура

  • Пролог (Мать). Баллата («Вижу! Его узнаю́!»).
  • Первое хоровое интермеццо («Да будет милость Твоя, Господи, на нас»).
  • Первое действие. Сцена первая (Узник и Мать).
  • Сцена вторая (Узник и Страж). Ария в три строфы («По океану и по Шельде»).
  • Сцена третья (Узник, «Фра Редемптор» и два священника). Три ричеркара.
  • Второе хоровое интермеццо («Господи! отверзи уста мои»).
  • Сцена четвёртая (Узник и Великий Инквизитор).

Либретто

За основу либретто композитором был принят сюжет рассказа Вилье де Лиль-Адана «Пытка надеждой» из сборника «Новые жестокие истории». Материал был переработан с целью придания ему большой универсальности и абстрактности (в частности, узник у Даллапикколы уже не рабби Асер Абарбанель, а безымянный гёз). Для проработки деталей были также использованы «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» Шарля де Костера (отчасти под влиянием оратории «Тиль Клаас» Фогеля) и поэма Виктора Гюго «Роза инфанты» из «Легенды веков». На образах первого из этих источников строится Вторая сцена (при этом, как отмечает Массимо Мила, реплики Стража о подвигах гёзов пародируют военные радиосводки Би-би-си, транслировавшиеся из Лондона[1]), а на вольных цитатах из поэмы Гюго — образ Филиппа Второго в баллате Матери в Прологе. Кроме того, для молитвы Узника, композитор использовал одну строку из сборника стихотворений детской писательницы Лизы Певарелло.

Тематически «Узник» развивает идеи «Песен заточения» (1938—41), образуя вместе с ними и «Песнями освобождения» (1955) «протестную трилогию».

О языке произведения

Опера написана в додекафонной технике с использованием преимущественно трёх основных серий, символически названных самим композитором «серией молитвы» [8A275B934016][2], «серией надежды» [67895BA40132] и «серией свободы» [9B257A036814] [3]. Гармония хроматична, но в основе сохраняет терцовое строение[4]. Как и многие другие партитуры Даллапикколы (например, Прощание или Sicut umbra...), «Узник» изобилует различного рода метафизической символикой. В частности, образ лабиринта кажущихся во время побега (ит. fuga) Узнику бесконечными извилистых коридоров под сводами Сарагосского официала воплощён средствами многочисленных канонов и трёх ричеркаров[5].

Публикация

Партитура, а также клавир, выполненный пианистом Пьетро Скарпини, были опубликованы издательством «Suvini Zerboni» в 1948 году (номера в каталоге издательства: 4463 и 4464 соответственно). В 1976 году вышла новая редакция клавира Скарпини (№ 7685). Сам композитор придавал большое значение оформлению партитуры и предложил издательству взять за основу офорт Гойи из «Бедствий войны» (Лист 15 «Нет спасения»)[6].

Первые исполнения

Первое концертное исполнение «Узника» состоялось на радио 1 декабря 1949 года: Симфоническим оркестром и хором «RAI» в Турине дирижировал Герман Шерхен (Мать — Магда Ласло, Узник — Шипио Коломбо, Страж — Эмилио Ренци); первая постановка оперы состоялась 20 мая 1950 года в рамках XIII Флорентийского музыкального мая: фестивальным оркестром снова дирижировал Шерхен, партии Матери и Узника исполняли вновь Ласло и Коломбо, а партию Стража — Марио Бинчи[7]. Первые исполнения проходили в откровенно враждебной обстановке, не было даже и речи о соответствии их более чем посредственного уровня партитуре: чтобы помешать постановке «Узника» регулярно слались письма в министерство культуры соответствующего содержания, в том числе с обвинениями Даллапикколы в ереси и нападках на сами основы католической церкви (что набожный католик Даллапикколы воспринимал особенно болезненно); продолжавшаяся несколько лет травля распространялась и на бытовой уровень, и на материальное положение композитора[8]. Сложностью ситуации объясняется тот факт, что мировая премьера состоялась на радио: иначе, она могла не состояться вообще.

В 1957 году рассматривалась возможность постановки «Узника» в Москве[9]. Композитор дал своё согласие при условии, что слушатели будут в письменном виде ознакомлены с его пояснительным текстом, который, по мысли Даллапикколы, должен был служить гарантией неискажённого представления на сцене его замысла. В этом тексте Даллапиккола подчёркивал, что, будучи католиком, он ни в коем случае не пытался обличить Католическую Церковь, а лишь использовал образ Святой инквизиции в качестве метафоры тоталитаризма, учитывая катастрофические обстоятельства военных лет, когда он работал над сочинением. «Московский проект» своего развития не получил.

Рецепция

Опера, являясь самым популярным сценическим произведением композитора, продолжает регулярно ставиться уже более полувека и даже снискала славу самой популярной в Европе современной итальянской оперы со времён Пуччини[10]. Отдельными критиками «Узник» называется наиболее значительной итальянской оперой, написанной после «Турандот»[11].

Широкую известность получил т.н. мотив «Fratello» («О брат мой»: обращение Стража/Инквизитора к Узнику) [014]. На него написаны посвящённые Даллапикколе «Пять вариаций» (1952-53, 1966) Берио для фортепиано, а также сочинение Ноно «С Луиджи Даллапикколой» (1979) для ударных и электроники.

Высоко ценивший оперу Эдисон Денисов называл её «гимном человеческому достоинству, благородству и мужеству»[4].

Записи

Существуют записи оперы, сделанные в разные годы Меллесом (1973), Дорати (1975) и Салоненом (1996) — на итальянском; Шерхеном (1956, изд. 1990) и Росбаудом (1955, изд. 1994) — на немецком. В Архиве Даллапикколы доступны для изучения записи с Сикстеном Эрлингом (на шведском), Стоковским (на английском), Мадерной (на итальянском) и др., а также запись исполнения на японском языке[12].

Примечания

  1. Mila, Massimo. Il prigioniero di Luigi Dallapiccola (1949) // Tempus aedificandi. Luigi Dallapiccola — Massimo Mila. Carteggio 1933-1975 / a cura di Livio Aragona; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi, 2005. — P. 365—371. — ISBN 8875927987
  2. В цифровой нотации: 0 — до, 1 — до#… A (10) — ля#, B (11) — си.
  3. Dallapiccola, Luigi. Notes sur mon opéra // Polyphonie. — 1947. — № 1. — С. 142.
  4. 4.0 4.1 Денисов, Э. В. Оперы «Узник» и «Улисс» Луиджи Даллапикколы // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ценова, В. С. — М.: Московская консерватория, 1999. — 488 с. — 500 экз. — ISBN 5-89598-052-Х
  5. Donat, Misha DALLAPICCOLA: Il Prigioniero // Tempo. — Cambridge University Press, 1974. — В. 108. — С. 35—36.
  6. Kämper, Dietrich. Il Prigioniero // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985. — P. 105-128.
  7. Ruffini, Mario. Il Prigioniero // L'opera di Luigi Dallapiccola. Catalogo Ragionato. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 2002. — P. 165-173. — ISBN 88-900691-0-4
  8. Даллапиккола, Луиджи. Иов // Parole e musica / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 443—447. — ISBN 9783885830054
  9. Sablich, Sergio. Sei lettere inedite di Luigi Dallapiccola // Luigi Dallapiccola : un musicista europeo. — L'Epos. — Palermo, 2004. — С. 209—217.
  10. Olmstead, Andrea. Conversations with Roger Sessions. — Boston: Northeastern University Press, 1987. — P. 227. — ISBN 1-55553-010-9
  11. Burroughs, Bruce II prigioniero. Luigi Dallapiccola // Opera Quarterly. — Oxford University Press, 2000. — Т. 16. — № 4. — С. 686-693.
  12. Opere di Luigi Dallapiccola disponibili per la consultazione

Библиография

  • Burroughs, Bruce II prigioniero. Luigi Dallapiccola // Opera Quarterly. — Oxford University Press, 2000. — Т. 16. — № 4. — С. 686-693.
  • Dallapiccola, Luigi. Genesi dei «Canti di Prigionia» e del «Prigioniero» (frammento autobiografico, 1950—53) // Parole e musica / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. — Milano: Il Saggiatore, 1980. — P. 399—420. — ISBN 9783885830054
  • Dallapiccola, Luigi. Notes sur mon opéra // Polyphonie. — 1947. — № 1. — С. 142.
  • Kämper, Dietrich. Il Prigioniero // Luigi Dallapiccola. La vita e l'opera. — Firenze: Sansoni Editore, 1985. — P. 105-128.
  • Kaufmann, Harald. Zum Verhältnis zweier Musen, Über das Wort-Ton-Problem: Dallapiccolas «Prigioniero», Weberns Trakllied «Die Sonne» // Spurlinien: Analytische Aufsätze über Sprache und Musik. — Wien: Elisabeth Lafite, 1969. — С. 65-71.
  • Malipiero, Riccardo. Il Prigioniero // Luigi Dallapiccola, saggi, testimonianze, carteggio, biografia e bibliografia / a cura di Fiamma Nicolodi. — Suvini Zerboni. — Milano, 1975. — P. 7—22.
  • Mancini, Luca. Il Prigioniero: il ruolo dell'orchestra // Studi su Luigi Dallapiccola. Un seminario / Arrigo Quattrocchi. — Libreria musicale italiana. — Lucca, 1993. — P. 79—102. — (Musicalia). — ISBN 9788870960679
  • Mila, Massimo. Il prigioniero di Luigi Dallapiccola (1949) // Tempus aedificandi. Luigi Dallapiccola — Massimo Mila. Carteggio 1933-1975 / a cura di Livio Aragona; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi, 2005. — P. 365—371. — ISBN 8875927987
  • Ruffini, Mario. Il Prigioniero // L'opera di Luigi Dallapiccola. Catalogo Ragionato. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 2002. — P. 165-173. — ISBN 88-900691-0-4
  • Trudu, Antonio. Il Prigioniero: alla ricerca della libertà // Dallapiccola: letture e prospettive : atti del Convegno internazionale di studi (Empoli-Firenze, 16-19 febbraio 1995) : promosso e organizzato dal Centro studi musicali Ferruccio Busoni di Empoli. / a cura di Mila De Santis. — Lucca: LIM, 1987. — P. 277—300. — (Le Sfera). — ISBN 978870961729
  • Денисов, Э. В. Оперы «Узник» и «Улисс» Луиджи Даллапикколы // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ценова, В. С.. — М.: Московская консерватория, 1999. — 488 с. — 500 экз. — ISBN 5-89598-052-Х

Ссылки