Три вопроса с двумя ответами (главная страница)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

«Три вопроса с двумя ответами» (англ. Three Questions with Two Answers) — оркестровое сочинение Луиджи Даллапикколы, написанное по заказу Нью-Хейвенского симфонического оркестра в 1962—1963 годах на основе материала к первому акту оперы «Улисс». Последняя оркестровая работа композитора.

История написания

В начале 1960 года Нью-Хейвенский симфонический оркестр обратился к композитору с просьбой написать оркестровое сочинение; первоначальный срок (к январю 1962 года) был впоследствии продлён на год: после завершения в 1960 году «Диалогов» Даллапиккола полностью погрузился в работу над «Улиссом» и, не имея ни желания, ни возможности от неё отвлечься, представил сочинение на основе уже имевшегося на тот момент материала к опере[1]. В этой связи сам композитор всегда считал «Три вопроса с двумя ответами» скорее «этюдом» к основной работе, нежели отдельным сочинением, и по этой причине они так и не были опубликованы при жизни композитора[1].

О названии и структуре

Как и многие другие сочинения Даллапикколы — «Диалоги», «Пять песен», «Концерт на Рождественскую ночь 1956 года» и другие, — «Три вопроса с двумя ответами» включают пять частей. По случаю премьеры сочинения композитор написал письмо дирижёру Фрэнку Бриффу (само письмо утрачено, однако текст частично вошёл в текст программы, напечатанной к концерту, и теперь в этой редакции включается в партитуру), где пояснил смысл названия работы и её структуры. Нечётным её частям, каждая из которых представляет собой развёртывание трёх вопросительных мотивов из трёх нот, соответствуют три вопроса: «Кто я?», «Кто ты?», «Кто мы?». Чётные же части — это своего рода ответы: первому присущ спокойный характер, оптимистичность, женское начало; второму — жёсткость, пессимизм, мужественность. Недостающий ответ на третий вопрос, по замыслу композитора, появляется лишь в «Эпилоге» оперы «Улисс»[2].

«Три вопроса с двумя ответами» позволяют взглянуть на музыку первого действия «Улисса» с более абстрактных, отвлечённых от голоса и драматургии позиций, являясь ярким подтверждением высказанной Э. В. Денисовым мысли о выдержанности оперы в едином интонационном ключе и о её монотематичности[3]. Кроме того, сочинение может служить косвенным свидетельством того, на какой стадии разработки находился на момент её написания «Улисс».

Первые исполнения и рецепция

Премьера сочинения состоялась 5 февраля 1963 года в Нью-Хейвене. Местным симфоническим оркестром дирижировал Фрэнк Брифф. Композитор принимал участие в подготовке к премьере, остановившись в Нью-Хейвене на пути в Италию из Беркли, где он завершил свою преподавательскую деятельность[1]. В своём письме Даллапикколе от 1 мая 1963 года живший в Нью-Хейвене Пауль Хиндемит сообщает, что сочинение, исполненное вновь спустя три месяца после премьеры, публика встретила продолжительными овациями[4].

Европейская премьера состоялась уже после смерти композитора, 9 июня 1977 года в Лондоне: симфоническим оркестром Би-би-си дирижировал Золтан Пешко (была сделана запись)[5].

Публикация

Сочинение было опубликовано в 1977 году издательством Suvini Zerboni (n. 8155) по инициативе вдовы композитора Лауры Даллапикколы[6] в виде факсимиле автографа. Авторство преамбулы к партитуре также приписывается ей[7].

Записи

  • Симфонический оркестр Би-би-си под управлением Золтана Пешко. Запись с европейской премьеры сочинения была издана в 1978 году на грампластинке (Ital 70044), переиздана — в 1994 году на компакт-диске (Fonit Cetra, CDC 85). Отмечается высокий уровень исполнения, особенно в решениях тембровых и ритмических сложностей, которыми характеризуется позднее оркестровое письмо Даллапикколы[5].
  • Национальный симфонический оркестр итальянской телерадиокомпании RAI под управлением Паскаля Рофе (Stradivarius, STR 33698, 2005).

Примечания

  1. 1.0 1.1 1.2 Ruffini, Mario. Three Questions with Two Answers // L'opera di Luigi Dallapiccola. Catalogo Ragionato. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 2002. — P. 305-306. — ISBN 88-900691-0-4
  2. Dallapiccola, Luigi Three Questions with Two Answers. Partitura (n. 8155). — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1977. — 52 p. — ISBN 88-900691-0-4
  3. Денисов, Э. В. Оперы «Узник» и «Улисс» Луиджи Даллапикколы // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ценова, В. С.. — М.: Московская консерватория, 1999. — 488 с. — 500 экз. — ISBN 5-89598-052-Х
  4. Письмо Пауля Хиндемита к Луиджи Даллапикколе (от 1 мая 1963 года) // Luigi Dallapiccola. Saggi, testimonianze, carteggio, biografia e bibliografia / a cura di Fiamma Nicolodi. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1975. — P. 100-101.
  5. 5.0 5.1 Eckert, Michael. Luigi Dallapiccola: Review of New Recordings // Perspectives of New Music. — 1983. — В. 1/2. — Т. 21.
  6. Brown, Rosemary Dallapiccola, Luigi, Three Questions with two Answers. Score // Music & Letters. — 1979. — В. 2. — Т. 60. — С. 232-233.
  7. Perotti, Sandro. Three Questions with Two Answers // IRI DA IRI (Analisi della musica strumentale di Dallapiccola). — Milano: Guerini e associati, 1988. — P. 183-206.

Библиография

  • Petrobelli, Pierluigi. Dallapiccola's Last Orchestral Piece // Tempo. — 1977. — В. 123. — С. 2-6.
  • Perotti, Sandro. Three Questions with Two Answers // IRI DA IRI (Analisi della musica strumentale di Dallapiccola). — Milano: Guerini e associati, 1988. — P. 183-206.
  • Ruffini, Mario. Three Questions with Two Answers // L'opera di Luigi Dallapiccola. Catalogo Ragionato. — Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 2002. — P. 305-306. — ISBN 88-900691-0-4