Стравинский о «Пяти песнях» Даллапикколы

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Стравинский о «Пяти песнях Даллапикколы». В книге Игорь Стравинский. Диалоги. Л.: Музыка, 1971 г. С. 248. Пер. с англ. В. А. Линника Стравинским упоминается «Пять песен» Даллапикколы, поводом для чего стал "скандал", связанный с тем, что впервые за всю историю деятельности заказавшего Даллапикколе это сочинение Фонда Элизабет Спрэг Кулидж при Библиотеке Конгресса мировая премьера оказалась под угрозой срыва из-за того, что предполагаемый солист, баритон Мартиал Сингер, спешно "вышел из игры" после знакомства с партитурой. Об этом даже писалось в передовице газеты "Вашингтон пост" (впервые посвятившей ее музыке), которую читал и Стравинский.

Высказывание Стравинского

Главной в исполнении новой музыки является проблема ритма. Произведение вроде "Пяти песен" Даллапиккола не содержит никаких проблем, связанных с инструментальной интерваликой (eгo крестообразные построения в духе Джорджа Герберта предназначены для глаза и не представляют никакой сложности для слуха; невозможно услышать музыкальное изображение креста). Трудности здесь всецело ритмические, и средний музыкант должен учить подобную вещь такт за тактом. Он не двинулся дальше «Весны священной», если вообще зашел так далеко. Он не умеет играть простые триоли, а еще меньше их дробные части. Трудная новая музыка должна изучаться в школах, хотя бы в виде упражнений в чтении