Проспери, Карло

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Карло Проспери (итал. Carlo Prosperi; 13.03.1921 — 15.06.1990) — итальянский композитор и педагог.

Жизнь и творчество

Музыкальное образование получил во Флорентийской консерватории имени Луиджи Керубини, где занимался у Родольфо Чичонези (валторна), Даллапикколы (обязательное фортепиано) и Фрацци (композиция). Окончил исполнительский факультет (по классу валторны) в 1940 году, композиторский — в 1949 (перерыв в занятиях музыкой был связан с прохождением военной службы: во время Второй мировой войны Проспери служил в Черногории). В 1950—58 работал на RAI в Турине и Риме в качестве ассистента составителя программ академической музыки. С 1958 года начал преподавать гармонию и контрапункт, с 1969 — композицию во Флорентийской консерватории (работал там до 1989 года). С 1969 года являлся членом Национальной академии имени Луиджи Керубини.

Был видным представителем итальянского музыкального авангарда 1950-х, когда им была выработана система свободной атональности со строго контролируемым многоколейным изложением серий, отличающаяся при этом как от ортодоксальной додекафонии, так и тем более от сериальной музыки. Был чужд радикальным экспериментам, происходившим в европейской музыке в те и последующие годы, особенно алеаторике и структурализму. Работы зрелого периода Проспери отличаются особым вниманием к тембру и звуковой материи, а также лиричностью и открытостью слушателю. Последние сочинения отмечены отзвуками неоклассицизма во всё большей аскетичности в использовании звука, фиксированных формах и обращении к музыке прошлого.

Во Флоренции в 2004 году был открыт архив композитора, который курирует Марио Руффини.

Библиография

Избранные сочинения

  • Четыре инвенции (Quattro invenzioni), 1952—53, для кларнета, скрипки, альта и арфы
  • Чары (Incanti), 1963, для сопрано, солирующих инструменталистов и оркестра, на стихи Поля Валери
  • В ночь вторую (In nocte secunda), 1968, для гитары, клавесина и шести скрипок
  • Созвездия (Costellazione), 1971, для клавесина
  • Радужный концерт (Concerto dell'arcobaleno), 1972—73, для фортепиано, маримбы и струнных
  • Песнь (Chant), 1975, для скрипки и фортепиано, посвящено памяти Луиджи Даллапикколы
  • Токката (Toccata), 1975, для струнных
  • Похвала глупости (Elogio della follia), 1978, балет в двух актах на текст Эразма Роттердамского и других авторов
  • Песни тревоги и радости (Canti dell'ansia e della gioia), 1980—82, две серии, для сопрано, теноры и девяти инструменталистов, на стихи Карло Бетокки
  • О Диотима (O Diotima), 1981, для сопрано, скрипки, альта и арфы, на стихи Фридриха Гёльдерлина
  • Пять контрапунктов (Cinque contrapuncti), 1982, для трёх гитар, на основе материала «Искусства фуги» Баха

Ссылки