Мила – Даллапиккола (2.3.1959)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

Мила – Даллапиккола, письма от 2.3.1959 (№ 166). Опубликовано в книге Tempus aedificandi. Luigi Dallapiccola — Massimo Mila. Carteggio 1933-1975 / a cura di Livio Aragona ; prefazione di Pierluigi Petrobelli. — Milano: Ricordi (Universal Music), 2005. — 428 p. — ISBN 8875927987. Рукопись письма хранится в Архиве Даллапикколы в Кабинете Вьессе во Флоренции. Перевод с итальянского Павла Ступина (2012).

Текст письма

Турин, 2 марта 1959 года

Дорогой мой Луиджи!

Сожалею о том, что не могу выполнить твоей просьбы, высказать свое мнение об исполнении «Пяти песен». Меня не было на концерте, так как он приходился на субботу, в связи с чем я не мог во время прибыть туда из-за необходимости писать статью для воскресного выпуска «Espresso».

Поэтому, удостоверившись, что на репетиции в пятницу утром будут играть только «Пять песен» и пьесу Шёнберга, я специально ради них примчался в Милан (в 4 часа у меня уже стояла в расписании лекция в Туринской консерватории).

Позднее выяснилось, что вся утренняя репетиция в пятницу была посвящена «Пяти песням»: не могу сказать, что услышал собственно исполнение сочинения как таковое, в течение двух с половиной часов отдельные части многократно отрабатывались и анализировались Шерхеном, с большим числом повторений. Потом, уже в поезде, за два часа переезда я перечитал партитуру, вообразив и себя музыкантом, разобравшись и услышав ее полностью. Пониманию того, что это прекрасная музыка, в этом моем прочтении помогала подготовившая меня репетиция. На самом прослушивании мне показалось, что исполнение приближается к тому, чтобы стать хорошим, если в запасе будет еще пара репетиций. Роветта, думаю, действительно хорош. Был снова в Милане несколько дней спустя, по другим делам, и из любопытства (еще не получив твоего письма) поинтересовался, как прошел концерт. Мне сказали (один человек, достаточно компетентный в музыке, но совершенно чуждый пристрастиям и пересудам профессионалов), что весь концерт оказался на редкость провальным за исключением твоего сочинения, которое, по его словам, было исполнено хорошо. Как я понял, в «Каприччо» Стравинского ляпов наделали столько, что это превысило все мыслимые пределы.

Желаю тебе удачного турне по Швейцарии. Но мы обдумываем план вендетты, здесь в туринском “Культурном союзе”: потому что это Швейцарии ты даришь свои лекции.

Сердечнейшие приветы тебе и твоей супруге от нас обоих.

Любящий тебя Массимо