Марсий (либретто)

From Luigi Dallapiccola
Jump to: navigation, search

«Марсий» (ит. Marsia) — балет Луиджи Даллапикколы. Хореография и либретто Ауреля Миллоша. Перевод либретто на русский Светланы Стекловой (2012).

Аурель Миллош — «Марсий» (краткое либретто)

Примитивному существу было даровано искусство, чтобы придать ему человеческое достоинство; но он [человек] злоупотребил даром и, возгордившись, возомнил, что превзошел в своем умении богов.

Уверовав в себя, он позабыл об ограниченности доступного человеку и потерял рассудок в самозабвенном восторге. Слишком поздно он осознал, что чудеса – удел богов. За брошенный им вызов он расплатился чудовищной смертью.

Таким образом с небес великодушно снизошло предупреждение, чтобы сохранить равновесие человеческой жизни.

Таково содержание настоящего балета.

Действие развертывается в стилистических реалиях греческого мифа о Марсии, потому что его основная мысль, будучи выраженной в приведенной выше легенде как наиболее известном своем изложении, делается таким образом доступней восприятию зрителя.

Практические вопросы сценической реализации стали еще одним доводом в пользу того, чтобы опереться в постановке на миф, так как для сохранения целостности работы здесь не требуется пластических и сценических решений, точно воссоздающих реалии с педантичностью и банальностью неоэллинизма; подвижный образный строй мифа делает возможным свободный полет фантазии. Этим открывается путь к выражению сути действа и взыванию к жизни напряженности духа вечной драмы.

С этой работой миф о Марсии, являвшийся уже ранее темой многочисленных художественных обращений к нему в живописи, скульптуре, поэзии и музыке, воплощается впервые средствами хореографического театра.

Ниже представлены ремарки к действию, разделенному на три части.

I. Появление Марсия

Открытие занавеса (1)[1]. Марсий, по-звериному растянувшись на земле, непринужденно нежится на солнце. Находит флейту (8), подбирает ее, его охватывает радость. Постепенно (30-35) приноравливается к ней и извлекает звук, он в восторге, ликует и бросается в неистовый танец. Выражение предельного опьянения радостью. В нем зарождается (53) человеческая гордость.

В кульминационной точке его танца (58) появляется Аполлон.

II. Драма Марсия

Вопросительный взгляд Аполлона (59). Марсий, уже обуянный высокомерием, наполняется уверенности (61) в том, что наделен божественными способностями и бросает вызов Аполлону, нахваливая собственное превосходство. Аполлон гневается (62) и вызывает Марсия на состязание, призывая в судьи муз и воинов-скифов. Они появляются и собираются вокруг Аполлона (64).

Марсий начинает состязание (66). Захватывающе играет и пляшет. Лесные нимфы, влекомые волшебным звуком, приближаются (71-74) и одна за другой пускаются в дионисийский пляс вокруг Марсия. Танец венчается экстазом (85-88).

Мастерство Марсия поражает муз (89). Ожидают ответа Аполлона (90).

Аполлон танцует под звуки своей кифары (92) с чарующим величием. Не останавливаясь на уже доказанном преимуществе, он переворачивает кифару (100) и продолжает играть на ней, не прикасаясь к струнам, ко всеобщему удивлению. Явленное богом чудо доходит до своей кульминации (102) в танце, источающем его всемогущество.

Аполлон заканчивает (108). Он приближается к Марсию и перевернув флейту, приглашает его продемонстрировать свое превосходство.

Марсий пытается совершить чудо (113). Тщетно. Предчувствуя свое поражение, он старается изо всех сил. Прыгает, скачет, снова прыгает, делая все возможное, чтобы произвести впечатление, но не может скрыть свою ущербность. Танец становится выражением неимоверных усилий человека приблизиться к Богу. Марсий в отчаянии валится с ног.

Музы и Аполлон выносят приговор (128): «Марсий должен быть беспощадно наказан чудовищной смертью».

Скифы приводят приговор в исполнение (129), хватая Марсия и сдирая с него заживо кожу. Нимфы с состраданием подбегают к умирающему; Аполлон в своем божественной великодушии не лишает человека искусства, поскольку это было лишь правомерным предупреждением, а склоняет свою голову в знак скорби; скифы уносят его в высь и за ними следуют музы, они удаляются (182).

III. Смерть Марсия

(133) Марсий умирает на руках у нимф. Нимфы плачут и их тела превращаются в слезы, которые вместе с кровью Марсия, становятся рекой Марсией, символом бессмертия, дарованного Аполлоном побежденному сопернику. Во время последних пяти тактов опускается занавес.

Примечания

  1. Цифры в скобках соответствуют репетиционным цифрам в партитуре балета.