«Вторая тартиниана» для скрипки и фортепиано (статья Даллапикколы)

E Luigi Dallapiccola

«Вторая тартиниана» для скрипки и фортепиано (ит. «Tartiniana seconda» per violino e pianoforte) — текст Луиджи Даллапикколы, опубликованный посмертно в программе концерта, состоявшегося в зале «Туринского музыкального союза» 10 марта 1975 года. Перевод с итальянского Светланы Стекловой (2012) приводится по изданию текста в сборнике “Parole e musica” (Il Saggiatore, 1980, с. 486-487).

«Вторая тартиниана» для скрипки и фортепиано

Трижды за последние тридцать лет я писал сочинения «тональные», и все три раза они оказывались своего рода «переложениями». В 1942-43 — «Каноническую сонатину» на каприсы Никколо Паганини для фортепиано, в 1951, во время моего первого пребывания в США (в Тэнглвуде), — «Тартиниану» для скрипки и камерного оркестра, сочинение, написанное по заказу Фонда Кусевицкого; наконец, в 1955-56 — «Вторую тартиниану» в двух вариантах: первый — для скрипки и фортепиано, второй — для скрипки и камерного оркестра. При этом после каждого такого тонального опыта я совершал ощутимый шаг вперед на своем додекафонном пути: объяснение этого заняло бы слишком много времени, но все, кто всерьез изучал мою музыку, сходятся во мнении, что это действительно так. Все три работы также объединяет использование в них канонов.

Мой близкий друг, скрипач Сандро Матерасси, которому и посвящается это сочинение, снабдил меня многочисленными фотокопиями рукописей Джузеппе Тартини (1692-1770), привезенными им из Падуи; изучение этих материалов и повлекло за собой рождение двух работ, названных мной «Тартинианами». В целом темы великого истрийского скрипача излагаются без изменений; небольшие поправки были внесены лишь из соображений удобства построения канонов.

«Пастораль», которой открывается сочинение, строится на двух ракоходных канонах («Canon cancrizans»), первый продолжительностью восемь тактов, второй – шестнадцать; «Вариации», которыми завершается эта небольшая работа[1], после экспозиции, порученной скрипке [«Decisamente»], переходят в «Maestoso», в каждом такте которого представлен ракоходный канон в свободном изложении, а затем следует «Tranquillo», где (с некоторыми изменениями) накладываются друг на друга две вариации Тартини.

После идет «Doloroso» с солирующим фортепиано, представленное в виде двойного канона в увеличении и в обращении («Canon duplex per augmentationem, contrario motu»), а затем «Alla Sarabanda», точный ракоходный канон из шестнадцати тактов.

В «Decisio, duramente» аккорды, которыми скрипка открывает «Вариации», сопровождаются теми же самыми аккордами у фортепиано на октаву ниже, образуя канон в октаву («Canon ad hypodiapason»).

«Con gagliarda» завершает работу.

Примечания

  1. «Вторая Тартиниана» длится около двенадцати минут.